Опыт работы: "Использование кругов Эйлера в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи".
По всем вопросам пишите: gadelshinanata@mail.ru
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в различных направлениях.
Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она с успехом используется в детском саду. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Развивается речь, память, мышление.
Построение и использование наглядных моделей в максимальной степени способствует развитию умственных способностей дошкольников. Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность.
Большое внимание уделяется работе с круговой моделью Эйлера. С помощью «волшебных кругов» составляем описательные рассказы - сравнения, формируем лексико - грамматический строй речи и развиваем фонематические процессы.
Смотреть игры с волшебными кругами
Перспективный план работы по реализации технологии круги Эйлера
(старшая
группа)
СЕНТЯБРЬ
|
||
1
|
«Кто
здесь живет?»
|
Познакомить
детей с круговой системой - один круг.
|
2
|
«Красный,
желтый, зеленый»
|
Продолжить
знакомство детей с круговой системой – один круг.
|
3
|
«Собери
овощи»
|
Познакомить
детей с круговой системой - вложенный круг.
|
4
|
«Собери
фрукты»
|
Продолжить
знакомство детей с круговой системой - вложенный круг.
|
ОКТЯБРЬ
|
||
1
|
«Что
где растет»
|
Познакомить
детей с круговой системой - два
вложенных круга.
|
2
|
«Деревянный,
металлический, пластмассовый»
|
Познакомить
детей с круговой системой - три
вложенных круга.
|
3
|
«Живой
– неживой»
|
Познакомить
детей с круговой системой – два равнозначных
круга.
|
4
|
«Что
это?»
|
Учить
детей выбирать предмет, который подходит к схеме - один вложенный круг.
|
НОЯБРЬ
|
||
1
|
«Где
живет?»
|
Закрепить
умение детей подбирать предмет, который подходит к схеме - один вложенный
круг.
|
2
|
«Перелетная
или домашняя»
|
Продолжить
знакомить детей с круговой системой – два равнозначных круга.
|
3
|
«Подбери
предмет»
|
Закрепить
умение детей подбирать предмет, который подходит к схеме - два
равнозначных круга с одним вложенным
кругом.
|
4
|
«Съедобное
– несъедобное»
|
Закрепить
умение детей работать с круговой системой – два равнозначных круга.
|
ДЕКАБРЬ
|
||
1
|
«
Зима. Бывает – не бывает»
|
Закрепить
умение детей работать с круговой системой – один круг.
|
2
|
«Игрушки
для Тани и Вани»
|
Продолжить
знакомство детей с круговой системой -
два вложенных круга.
|
3
|
«Мебель
в квартире»
|
Познакомить
детей с круговой системой - три вложенных круга.
|
4
|
«Где
живет?»
|
Учить
детей самостоятельно создавать круговую схему – два равнозначных круга.
|
ЯНВАРЬ
|
||
1
|
«Добро
и зло»
|
Учить
детей самостоятельно создавать круговую схему – два вложенных круга.
|
2
|
«Где
живет посуда»
|
Закрепить
умение детей работать с круговой системой -
три вложенных круга.
|
ФЕВРАЛЬ
|
||
1
|
«Домик
звуков»
|
Познакомить
детей с круговой системой – вложенные круги (схема описания звуков).
|
2
|
«Пассажирский
– грузовой»
|
Познакомить
детей с круговой системой – два пересеченных круга.
|
3
|
«Водный,
наземный, воздушный»
|
Закрепить
умение детей работать с круговой системой -
три вложенных круга.
|
4
|
«Мой,
моя, мои»
|
Учить
детей самостоятельно создавать
круговую систему - три вложенных круга.
|
МАРТ
|
||
1
|
«Где
живут слова со звуком П?»
|
Продолжить
знакомство детей с круговой системой -
два вложенных круга.
|
2
|
«Где
живет звук Д?»
|
Закрепить
умение детей работать с круговой системой – вложенные круги (схема описания
звуков).
|
3
|
«Зима
– Весна»
|
Продолжить
знакомство детей с круговой системой – два пересеченных круга.
|
4
|
«Цвет,
форма, размер»
|
Закрепить
умение детей работать с круговой системой – два пересеченных круга.
|
АПРЕЛЬ
|
||
1
|
«Найди
домик звуков»
|
Закрепить
умение детей самостоятельно работать с круговой системой – вложенные круги
(схема описания звуков).
|
2
|
«Разложи
картинки со звуками К -Г»
|
Учить
детей самостоятельно создавать
круговую систему – два пересеченных круга.
|
3
|
«Что
общего?»
|
Учить
детей определять отношения между понятиями в круговой схеме – два вложенных
круга.
|
4
|
«Для
кого?»
|
Продолжить
учить детей определять отношения между понятиями в круговой схеме – два
вложенных круга.
|
МАЙ
|
||
1
|
«Съедобное
– несъедобное»
|
Учить
детей самостоятельно создавать
круговую систему – два равнозначных круга.
|
2
|
«Кто
как передвигается?»
|
Продолжать
учить детей самостоятельно создавать
круговую систему – два пересеченных круга.
|
3
|
«Деревья
– цветы»
|
Учить
детей определять отношения между понятиями в круговой схеме – два вложенных
круга.
|
4
|
«Весна
– лето»
|
Закрепить
умение детей работать с круговой системой – два пересеченных круга.
|
Перспективный
план работы по реализации технологии Круги Эйлера
(подготовительная
группа)
|
||
СЕНТЯБРЬ
|
||
1
|
Диагностика
|
|
2
|
||
3
|
«Вершки
– корешки»
|
Вспомнить
круговую систему – два пересеченных круга.
|
4
|
«Подбери
предмет»
|
Учить
детей выбирать предмет, который подходит по
заданным признакам (два пересеченных круга).
|
ОКТЯБРЬ
|
||
1
|
«Какой?»
|
Учить
детей подбирать признаки, которые подходят к данному предмету (два
пересеченных круга).
|
2
|
«Какая?»
|
Продолжить
учить детей подбирать признаки, которые подходят к данному предмету (два
пересеченных круга).
|
3
|
«Где
живет звук?»
|
Учить
детей давать полную характеристику звука опираясь на круговую схему –
вложенные круги (схема описания звуков).
|
4
|
«Какой
круг лишний?»
|
Учить
детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой системой –
два пересеченных круга.
|
НОЯБРЬ
|
||
1
|
«Найди
фигуру»
|
Познакомить
детей с круговой системой – три пересеченных круга (на одной линии).
|
2
|
«Какой
круг лишний?»
|
Учить
детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой системой –
два пересеченных круга.
|
3
|
«Осень
– зима»
|
Закрепить
умение детей подбирать признаки, которые подходят к данному предмету (два
пересеченных круга).
|
4
|
«Найди
предмет»
|
Продолжить
знакомить детей с круговой системой – три пересеченных круга (на одной
линии).
|
ДЕКАБРЬ
|
||
1
|
«Где живет звук?»
|
Закрепить
умение детей самостоятельно давать полную характеристику звуков опираясь на
круговую схему – вложенные круги (схема описания звуков).
|
2
|
«Цвет
и форма»
|
Познакомить
детей с круговой системой – три пересеченных круга (перекрещивающиеся).
|
3
|
«Новогодние
украшения»
|
Продолжить
знакомить детей с круговой системой – три пересеченных круга
(перекрещивающиеся).
|
4
|
«Какой
круг лишний?»
|
Учить
детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой системой –
три пересеченных круга (перекрещенные).
|
ЯНВАРЬ
|
||
1
|
«Какой
круг лишний?»
|
Закрепить
умение детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой
системой – три пересеченных круга (перекрещенные).
|
2
|
«Разложи
фигуры»
|
Учить
детей создавать круговую систему – три пересеченных круга, выделяя
существенные признаки предмета.
|
ФЕВРАЛЬ
|
||
1
|
«Варежка
– Перчатка»
|
Закрепить
умение детей использовать схемы сравнительного описания предметов при
составлении описательных рассказов (два пересеченных круга).
|
2
|
«Наш
транспорт»
|
Учить
детей создавать круговую систему – три перекрещенных круга, выделяя
существенные признаки предмета.
|
3
|
«Разложи
посуду»
|
Продолжить
учить детей создавать круговую систему – три пересеченных круга, выделяя
существенные признаки предмета.
|
4
|
«Разложи
одежду»
|
Продолжить
учить детей создавать круговую систему – три перекрещенных круга, выделяя
существенные признаки предмета.
|
МАРТ
|
||
1
|
«Зима
– весна»
|
Закрепить
умение детей использовать схемы сравнительного описания предметов при
составлении описательных рассказов (два пересеченных круга).
|
2
|
«Какой
круг лишний?»
|
Закрепить
умение детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой
системой – три пересеченных круга (перекрещенные).
|
3
|
«Назови
круги»
|
Закрепить
умение детей создавать круговую систему – три перекрещенных круга, выделяя
существенные признаки предмета.
|
АПРЕЛЬ
|
||
1
|
Самостоятельная
деятельность детей
|
Закрепить
умения и навыки детей самостоятельно создавать и работать с различными
круговыми системами.
|
2
|
Самостоятельная
деятельность детей
|
Закрепить
умения и навыки детей самостоятельно создавать и работать с различными
круговыми системами.
|
3
|
Самостоятельная
деятельность детей
|
Закрепить
умения и навыки детей самостоятельно создавать и работать с различными
круговыми системами.
|
4
|
Самостоятельная
деятельность детей
|
Закрепить
умения и навыки детей самостоятельно создавать и работать с различными
круговыми системами.
|
МАЙ
|
||
1
|
Викторина
«Сказочный мир»
|
Закрепить
умение детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговыми
системами.
|
2
|
КВН
«Путешествие по «Волшебным кругам»
|
Закрепить
умение детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговыми
системами.
|