#Наставникцентр.


Опыт работы: "Использование кругов Эйлера в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи". 
                По всем вопросам пишите:  gadelshinanata@mail.ru


"Волшебные круги"
 Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в различных направлениях.
  Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она с успехом используется в детском саду. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Развивается речь, память, мышление.
  Построение и использование наглядных моделей в максимальной степени способствует развитию умственных способностей дошкольников. Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность.
  Большое внимание уделяется работе с круговой моделью Эйлера. С помощью «волшебных кругов» составляем описательные рассказы - сравнения, формируем лексико - грамматический строй речи и развиваем фонематические процессы. 

Перспективный план работы по реализации технологии круги Эйлера
(старшая группа)
                                                                 СЕНТЯБРЬ
1
«Кто здесь живет?»
Познакомить детей с круговой системой - один круг.
2
«Красный, желтый, зеленый»
Продолжить знакомство детей с круговой системой – один круг.
3
«Собери овощи»
Познакомить детей с круговой системой - вложенный круг.
4
«Собери фрукты»
Продолжить знакомство детей с круговой системой - вложенный круг.
                                                                 ОКТЯБРЬ
1
«Что где растет»
Познакомить детей с круговой системой -  два вложенных круга.
2
«Деревянный, металлический, пластмассовый»
Познакомить детей с круговой системой -  три вложенных круга.
3
«Живой – неживой»
Познакомить детей с круговой системой – два равнозначных  круга.
4
«Что это?»
Учить детей выбирать предмет, который подходит к схеме - один вложенный круг.
                                                                 НОЯБРЬ
1
«Где живет?»
Закрепить умение детей подбирать предмет, который подходит к схеме - один вложенный круг.
2
«Перелетная или домашняя»
Продолжить знакомить детей с круговой системой – два равнозначных  круга.
3
«Подбери предмет»
Закрепить умение детей подбирать предмет, который подходит к схеме - два равнозначных  круга с одним вложенным кругом.
4
«Съедобное – несъедобное»
Закрепить умение детей работать с круговой системой – два равнозначных  круга.
                                                                 ДЕКАБРЬ
1
« Зима. Бывает – не бывает»
Закрепить умение детей работать с круговой системой – один круг.
2
«Игрушки для Тани и Вани»
Продолжить знакомство детей с круговой системой -  два вложенных круга.
3
«Мебель в квартире»
Познакомить детей с круговой системой -  три  вложенных круга.
4
«Где живет?»
Учить детей самостоятельно создавать круговую схему – два равнозначных круга.
                                                                 ЯНВАРЬ
1
«Добро и зло»
Учить детей самостоятельно создавать круговую схему – два вложенных круга.
2
«Где живет посуда»
Закрепить умение детей работать с круговой системой -  три  вложенных круга.
                                                                 ФЕВРАЛЬ
1
«Домик звуков»
Познакомить детей с круговой системой – вложенные круги (схема описания звуков).
2
«Пассажирский – грузовой»
Познакомить детей с круговой системой – два пересеченных круга.
3
«Водный, наземный, воздушный»
Закрепить умение детей работать с круговой системой -  три  вложенных круга.
4
«Мой, моя, мои»
Учить детей самостоятельно создавать  круговую систему -  три  вложенных круга.
МАРТ
1
«Где живут слова со звуком П?»
Продолжить знакомство детей с круговой системой -  два вложенных круга.
2
«Где живет звук Д?»
Закрепить умение детей работать с круговой системой – вложенные круги (схема описания звуков).
3
«Зима – Весна»
Продолжить знакомство детей с круговой системой – два пересеченных круга.
4
«Цвет, форма, размер»
Закрепить умение детей работать с круговой системой – два пересеченных круга.
                                                                 АПРЕЛЬ
1
«Найди домик звуков»
Закрепить умение детей самостоятельно работать с круговой системой – вложенные круги (схема описания звуков).
2
«Разложи картинки со звуками К -Г»
Учить детей самостоятельно создавать  круговую систему – два пересеченных круга.
3
«Что общего?»
Учить детей определять отношения между понятиями в круговой схеме – два вложенных круга.
4
«Для кого?»
Продолжить учить детей определять отношения между понятиями в круговой схеме – два вложенных круга.
                                                                 МАЙ
1
«Съедобное – несъедобное»
Учить детей самостоятельно создавать  круговую систему – два равнозначных круга.
2
«Кто как передвигается?»
Продолжать учить детей самостоятельно создавать  круговую систему – два пересеченных круга.
3
«Деревья – цветы»
Учить детей определять отношения между понятиями в круговой схеме – два вложенных круга.
4
«Весна – лето»
Закрепить умение детей работать с круговой системой – два пересеченных круга.

Перспективный план работы по реализации технологии Круги Эйлера
(подготовительная группа)
                                                                 СЕНТЯБРЬ
1
Диагностика
2
3
«Вершки – корешки»
Вспомнить круговую систему – два пересеченных круга.
4
«Подбери предмет»
Учить детей выбирать предмет, который подходит по  заданным признакам (два пересеченных круга).
                                                                 ОКТЯБРЬ
1
«Какой?»
Учить детей подбирать признаки, которые подходят к данному предмету (два пересеченных круга).
2
«Какая?»
Продолжить учить детей подбирать признаки, которые подходят к данному предмету (два пересеченных круга).
3
«Где живет звук?»
Учить детей давать полную характеристику звука опираясь на круговую схему – вложенные круги (схема описания звуков).
4
«Какой круг лишний?»
Учить детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой системой – два пересеченных круга.
                                                                 НОЯБРЬ
1
«Найди фигуру»
Познакомить детей с круговой системой – три пересеченных круга (на одной линии).
2
«Какой круг лишний?»
Учить детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой системой – два пересеченных круга.
3
«Осень – зима»
Закрепить умение детей подбирать признаки, которые подходят к данному предмету (два пересеченных круга).
4
«Найди предмет»
Продолжить знакомить детей с круговой системой – три пересеченных круга (на одной линии).
                                                                 ДЕКАБРЬ
1
«Где  живет звук?»
Закрепить умение детей самостоятельно давать полную характеристику звуков опираясь на круговую схему – вложенные круги (схема описания звуков).
2
«Цвет и форма»
Познакомить детей с круговой системой – три пересеченных круга (перекрещивающиеся).
3
«Новогодние украшения»
Продолжить знакомить детей с круговой системой – три пересеченных круга (перекрещивающиеся).
4
«Какой круг лишний?»
Учить детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой системой – три пересеченных круга (перекрещенные).
                                                                 ЯНВАРЬ
1
«Какой круг лишний?»
Закрепить умение детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой системой – три пересеченных круга (перекрещенные).
2
«Разложи фигуры»
Учить детей создавать круговую систему – три пересеченных круга, выделяя существенные признаки предмета.
                                                                 ФЕВРАЛЬ
1
«Варежка – Перчатка»
Закрепить умение детей использовать схемы сравнительного описания предметов при составлении описательных рассказов (два пересеченных круга).
2
«Наш транспорт»
Учить детей создавать круговую систему – три перекрещенных круга, выделяя существенные признаки предмета.
3
«Разложи посуду»
Продолжить учить детей создавать круговую систему – три пересеченных круга, выделяя существенные признаки предмета.
4
«Разложи одежду»
Продолжить учить детей создавать круговую систему – три перекрещенных круга, выделяя существенные признаки предмета.
                                                                 МАРТ
1
«Зима – весна»
Закрепить умение детей использовать схемы сравнительного описания предметов при составлении описательных рассказов (два пересеченных круга).
2
«Какой круг лишний?»
Закрепить умение детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговой системой – три пересеченных круга (перекрещенные).
3
«Назови круги»
Закрепить умение детей создавать круговую систему – три перекрещенных круга, выделяя существенные признаки предмета.
                                                                 АПРЕЛЬ
1
Самостоятельная деятельность детей
Закрепить умения и навыки детей самостоятельно создавать и работать с различными круговыми системами.
2
Самостоятельная деятельность детей
Закрепить умения и навыки детей самостоятельно создавать и работать с различными круговыми системами.
3
Самостоятельная деятельность детей
Закрепить умения и навыки детей самостоятельно создавать и работать с различными круговыми системами.
4
Самостоятельная деятельность детей
Закрепить умения и навыки детей самостоятельно создавать и работать с различными круговыми системами.
                                                                 МАЙ
1
Викторина «Сказочный мир»
Закрепить умение детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговыми системами.
2
КВН «Путешествие по «Волшебным кругам»
Закрепить умение детей выделять существенные признаки предмета, работать с круговыми системами.